Весной 1999г ГНПП "Аэрогеофизика®" была выполнена тепловая ИК аэросъемка железной дороги в Орловской области на участке Орел - Елец по заказу Московской железной дороги с целью определения возможности применения тепловой ИК аэросъемки для контроля состояния полотна железной дороги.
Сопоставление материалов дневной и ночной съемок с привлечением данных съемки в видимом диапазоне позволяет достаточно однозначно выполнить дешифрирование и интерпретацию, а также сделать аргументированные выводы о причинах формирования регистрируемых радиационных контрастов. Следует отметить, однако, что возможность обнаружения захороненных линз воды реализуется только в тех случаях, когда они оказывают влияние на состояние дневной поверхности. Линзы воды, расположенные под мощной толщей пород тепловая съемка увидеть не может, если при этом вода не просачивается на поверхность. Полученные материалы показали, что тепловая съемка позволяет выявлять места избыточного увлажнения грунтов, даже в тех случаях, когда они закрыты растительностью, наиболее информативны при этом материалы ночной съемки.
Рис.1. Супротивное расположение зон обводнения свидетельствует о наличии между ними гидравлической связи под полотном ж/д.
Рис.2. Подпруживание ж/д полотном временного поверхностного водотока.
В процессе выполненных опытно-методических работ были решены методические вопросы. ИК аэросъемку для выявления участков подтопления железнодорожного полотна следует выполнять в условиях положительных температур воздуха при полном отсутствии осадков (в летний или поздневесенний период). Для уверенного дешифрирования и интерпретации необходимо сопоставление материалов дневной и ночной съемок. Дневная съемка должна выполняться при безоблачной погоде.
Рис.3. Нарушение дренажного стока
Рис.4. Подпруживание естественного стока шоссейной дорогой